Логотип "Технопарк"

   
 
http://www.tpark.ru

ТЕХНОПАРКИ

Инкубаторы нового бизнеса

Начало Новости О нас Ссылки Гости

 

Инкубаторы Механизм Выгоды  
 

Отличие инкубаторов от технопарков

История инкубаторов бизнеса

Привлекательность для клиентов

Введение

Инкубаторы нового бизнеса (далее инкубаторы бизнеса) существуют в двух видах. В одном случае они выступают в качестве ядра технопарков, в другом - действуют как самостоятельные организации. Иногда бывает непросто провести грань, отделяющую инкубатор от технопарка, особенно когда речь идёт о поддержке фирм высоких техно- логий. Но различия между ними есть и различия существенные.

В чем же состоят отличия инкубаторов от технопарков?

Вверх

  • Во-первых, инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы.

  • Во-вторых, они поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широко спектра деятельности, - так называемый нетехнологический бизнес.

  • В-третьих, инкубаторы, как правило, не имеют земли, а, следовательно, и программ привлечения на неё филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков клиентским фирмам под строительство теми офисов и прочих необходимых им помещений.

  • В-четвертых, политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопарках.

По набору услуг, функциям, целям и задачам поддержки малого предпринимательства они либо не отличаются от технопарков, либо эти отличия не столь уж значительны. Здесь мы имеем в виду зрелые технопарки и зрелые инкубаторы бизнеса. Стартовые же возможности тех и других, конечно же, разные.

История инкубаторов бизнеса

Вверх

Интересна история возникновения инкубаторов бизнеса. Первые из них появились в Великобритании. Их провозвестниками были так называемые "творческие коммуны" архитекторов и дизайнеров, перестраивавших занимаемые ими здания так, чтобы создать оптимальную для творчества и взаимодействия среду. Сюда же относятся обновленные исторические здания, которые использовались под размещение мелких производств ремесленников и народных умельцев. Важно, что эти "коммуны" имели единое управление и определенный набор услуг коллективного пользования.

Следующая волна "инкубаторного бума" в Великобритании была вызвана экономическим кризисом, закрытием крупных производств. В 1975 году сталелитейная корпорация "Бритиш Стил" организовала специальную дочернюю фирму, в задачи которой входило создавать новые рабочие места там, где закрывались металлургические производства. Эта фирма строила многоофисные и производственные здания, предоставляла кредиты в целях поощрения безработных специалистов и рабочих открывать собственное дело. Работа шла в тесном взаимодействии с местными органами власти. Первое здание было открыто в 1979 году недалеко от Глазго, позже было введено в строй еще 9 зданий коллективного пользования поблизости от сталелитейных производств. "Бритиш Стил" назвала из "зонами новых возможностей".

Примеру этой компании последовали и другие, и не только в Великобритании. Среди них известные корпорации "Шелл", "Филипс", "Ай Ти Ти", здесь же Национальное управление угольной промышленности Великобритании (вспомните шахтерские протесты против закрытия шахт, забастовки, потрясшие Великобританию в начале 80-х годов). В Великобритании была даже принята национальная программа "малых цехов", которая, предусматривала ряд мер, направленных на вовлечение в это благородное начинание частного сектора. Очень скоро в подобную деятельность включились федеральные, региональные и местные органы власти, университеты и общественные организации самых разных стран.

Несмотря на приоритет Европы, наибольшее распространение, особенно после 1983 года, инкубаторы бизнеса получили в США. Можно назвать три главные причины, которые способствовали их быстрому распространению в Соединенных Штатах.

Первая. Проблема возрождения приходящих в упадок городских центров и отдельных регионов, особенно Среднего Запада и Северо-Востока страны. Интересно, что эта проблема привлекла внимание корпорации "Контрол Дэйта", которая организовала около 20 инкубаторов в основном нетехнологического бизнеса. Инкубаторы, появление которых было вызвано первой причиной, должны были выполнять функцию создания новых рабочих мест, возрождения деловой активности на базе малого бизнеса. Схема оказалась жизнеспособной и к созданию инкубаторов такого типа стали подключаться всё новые и новые городские и окружные органы власти на охваченных спадом территориях, в малых городах и т. д. Инкубаторы открывались на свободных площадях заводов и фабрик, на месте бывших складов, школ, в восстановленных зданиях, в общем - в любых помещениях. которые можно было приспособить для формирования и выхаживания малого бизнеса.

Вторая. Эксперимент, поставленный Национальным научным фондом США в целях поощрения инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах. Этот эксперимент завершился успешно, дав толчок соответствующей инициативе университетов и колледжей. Отметим, что часть инкубаторов бизнеса университетов позже влилась в состав университетских научных парков в качестве их "блоков питания", но другая часть продолжила самостоятельное существование. Инкубаторы, появление которых было вызвано второй причиной, выполняли функцию поддержки наукоемкого предпринимательства.

Третья. Инициативы, предпринятые отдельными процветающими бизнесменами или группами инвесторов в целях передачи собственного положительного опыта новым предпринимателям в благоприятной для инновационной деятельности и коммерциализации технологий среде. Примером такого подхода может служить организованный неким Л. Шульцем в 1976 году в Филадельфии "Центр технологического предпринимательства". Карьера Шульца позволила ему понять, какая именно среда в наибольшей степени способствует коммерциализации высоких технологий и он сумел создать такую среду. К этой же схеме тяготеют и венчурные капиталисты для того, чтобы "держать в одном месте" своих клиентов, одновременно создавая им условия для работы, контролируемую по ряду параметров инкубаторную среду. Функция инкубаторов, создаваемых по этой схеме - оказывать поддержку как фирмам высоких технологий, так и не-технологическому предпринимательству.

Сегодня в США можно найти инкубаторы на любой вкус. Здесь и инкубаторы искусств, сдающие в аренду площади и оказывающие помощь молодым художникам и артистам; и сельскохозяйственные инкубаторы, в которых малые фирмы перерабатывают продукцию земледелия и животноводства, и инкубаторы для женщин, национальных меньшинств, инвалидов, преследующие цель вовлечения этих категорий граждан в активную предпринимательскую деятельность, и промышленные инкубаторы, производящие несложную продукцию, и, наконец, инкубаторы фирм высоких технологий. Единство их многообразия обеспечивается фундаментальным интересом к содействию формированию и выживанию малого бизнеса, повышению социальной и экономической активности населения, организации совершенно новой культурной среды. Надо сказать, что чаще всего инкубаторы формируются по смешанной схеме, но, по мере их "взросления", тяготеют к специализации. Например. создаются инкубаторы только для фирм, производящих программное обеспечение или работающих в области биотехнологии.

Несмотря на большой разброс направлений деятельности, вроде бы большую, подчас, удаленность от интересов науки и техники, три четверти инкубаторов поддерживают отношения с ближайшими университетами, или стремятся к этому.

Чем же привлекательны инкубаторы бизнеса для своих клиентов?

Вверх

Многочисленные исследования, проведенные как в США, так и в Западной Европе, показывают, что для начинающих предпринимателей, чаще всего испытывающих финансовые трудности, важно, что инкубаторы (это касается и инкубаторов в составе технопарков) предоставляют "крышу над головой" на льготных условиях, по ценам ниже рыночных (по крайней мере на первых порах). Далее идут: творческая атмосфера и возможность контактировать с себе подобными, имидж серьёзной компании, набор услуг, гибкость менеджмента в инкубаторе.

Инкубаторы бизнеса оказались настолько удачной формой поддержки нового предпринимательства, что за последние десять лет их число в США быстро выросло с нескольких десятков до 575, объединенных в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса. Всего же в мире насчитывается уже более 2000 самостоятельно действующих инкубаторов бизнеса. После США, наибольшее распространение они получили в Западной Европе. Далее.

 ВверхДалее

 

 

Copyright © 2000 Ассоциация "Технопарк"