Логотип "Технопарк"

   
 
http://www.tpark.ru

ТЕХНОПАРКИ

Выгоды от инкубатора бизнеса

Начало Новости О нас Ссылки Гости

 

Инкубатор Механизм Выгоды  
 

О финансировании инкубатора
Доходы инкубатора
Что получают от инкубатора учредители?
Факторы успеха инкубаторов

Мы рассматриваем модель инкубатора, который создавался без опоры на предшест- вующий опыт. Отчасти этим объясняются многие из проблем, с которыми приходи- лось сталкиваться его организаторам на первом этапе, а также то, что для "взросле- ния" самого инкубатора потребовалось 5 - 6 лет. Ясно, что при детальном предвари- тельном планировании инкубатора этот срок можно значительно сократить. При этом следует иметь в виду, что если на территории степень развития предпринима- тельской активности мала, то становлению самого инкубатора потребуется больше времени. В таких условиях инкубатор должен сыграть роль катализатора предприни- мательской деятельности, но ему придется в большей степени полагаться на финан- совую поддержку общественного сектора. Этап роста инкубатора фирм высоких тех- нологий может быть более длительным, чем инкубатора нетехнологических фирм, но последующее его развитие может идти очень быстрыми темпами, так как фирмы вы- соких технологий на старте развиваются медленнее, но затем набирают очень высо- кую скорость роста, по сравнению с нетехнологическими фирмами.

На сокращение сроков "возмужания" инкубатора влияет и само его здание, его пло- щадь, возможность организовать производство, удобство пользования зданием, на- личие отдельных входов для каждой фирмы, подъездных путей, возможностей вести погрузочно-разгрузочные работы не мешая друг другу. В идеале, здание инкубатора бизнеса должно быть спроектировано специально.

Некоторые аспекты финансирования инкубаторов бизнеса

Вверх

Инкубаторы бизнеса являются плодами совместных усилий нескольких учредителей: вузов, научно-исследовательских институтов, предприятий, местных, региональных и федеральных органов власти и управления, коммерческих структур инновацион- ных, пенсионных и других территориальных и федеральных фондов и т. д. Стоит ска- зать, что для поддержки особо рисковых наукоемких проектов, реализация кото- рых сулит сверхприбыли, целенаправленно создаются фонды так называемого "семенного" капитала. Особенность этих фондов состоит в том, что в случае про- вала проекта, разработчик не обязан вернуть затраченную сумму. В этом риск фонда, но в этом же и его баснословный доход в случае удачи проекта.

Учредители формируют уставной капитал инкубатора, его инновационный фонд, из которого, в дополнение к другим источникам, ведется инвестирование начинающего предпринимательства, рискового в своей основе. За счет учредителей ремонтируется и оборудуется здание инкубатора, его первоначальная инфраструктура. Но инкубатор, хотя и долговременная инициатива, никоим образом не направленная на удовлетво- рение сиюминутных потребностей учредителей, должен заботиться о том, чтобы стать самофинансируемой организацией в разумные сроки до (3 - 4 лет).

Из чего складываются доходы инкубатора?

Вверх

Доходы инкубатора складываются из арендной платы за его помещения, платы за ус- луги и доли инкубатора в капитале клиентских фирм. Если инкубатор с самого начала отвечает своему предназначению, то доходы из названных источников будут невели- ки. Ясно, что начинающие фирмы не обладают большими ресурсами и не они помо- гают инкубатору, а инкубатор финансирует их. Услуги же инкубатора вначале могут быть неразвиты, да и те необходимо предоставлять на разумных условиях, делая их доступными для начинающих предпринимателей. На первом этапе большое значение имеет финансовая поддержка инкубатора со стороны учредителей, общественности и т. д.

По мере становления фирм, формирования системы услуг, растут и доходы инкубато- ра, которые могут идти на погашение кредитов, но главное - должны реинвестирова- ться в развитие самого инкубатора. Что касается услуг, то следует помнить, что инку- батор оказывает их не только своим фирмам, но и различным консультантам, банкам и пр., поставляя им клиентов и эта работа может и должна оплачиваться. Вопрос о доле инкубатора в капитале малых фирм следует рассматривать отнюдь не под углом зрения "привязки" их к инкубатору, построения его благополучия за счет благополу- чия предпринимателя. Эта доля не должна сковывать инициативу начинающего биз- несмена, отбивать у него охоту к развитию собственного дела.

Что получают от инкубатора его учредители?

Вверх

Местные органы власти и управления - оживление деловой активности на терри- тории, формирование альтернативного государственному сектора экономики. Появ- ляются новые отрасли промышленности там, где их никогда не было и не могло быть создано иначе, как за счет творческой инициативы предпринимателей. Постепенно решается проблема занятости, оттока с территории наиболее способной и активной части населения. Наконец, создается новая основа налоговых поступлений от много- численных сильных фирм.

Вузы, научно исследовательские институты и пр. получают эффективный меха- низм передачи технологий из науки в промышленность. Инкубатор - место реализа- ции идей ученых, преподавателей. аспирантов и студентов вузов, инженеров и нова- торов НИИ и КБ. Сотрудники научных организаций получают возможность допол- нительного заработка за счет оказания консультаций предпринимателям. Меняется учебный процесс, он становится рыночно-ориентированным, направленным на под- готовку не просто инженеров, но инженеров-предпринимателей, способных не толь- ко разработать новую технологию, но и реализовать её в рамках собственной фирмы.

Здесь можно привести классический пример сотрудников Стэнфордского универси- тета Хьюлетта и Паккарда, Но наиболее ярким и сравнительно недавним примером является пример М. Делла. Майкл Делл со студенческой скамьи, минуя долгие годы карьеры в корпорации, шагнул сразу на вершину списка "Инк. 500" (списка лучших малых фирм США). Названный в 1989 году Предпринимателем года, Делл основал свою собственную компьютерную фирму в 1984 году, в возрасте девятнадцати лет. Шесть лет спустя его фирма "Делл компьютер" превратилась в многонациональную корпорацию с годовым объёмом продаж в 500 миллионов долларов. Это, конечно, выдающийся случай, но не такой уж единичный, как может показаться. Произошел он в Техасе, где в Техасской системе университетов есть всё для поддержки подобных начинаний студентов: от одной из лучших в США школ бизнеса до технопарков и ин- кубаторов.

Промышленные предприятия. Тертые жизнью хозяйственники могут увидеть в ин- кубаторах бизнеса конкурентов, способных оттянуть на себя лучшие заводские кадры не дав ничего взамен. Их негативное отношение к идее инкубатора может быть выз- вано и неверием в возможности малого бизнеса, не имеющего, мол, достаточных воз- можностей для реализации крупных проектов. При этом можно предвидеть ссылки производственников на многотысячные коллективы НПО, мощные заводские и от- раслевые НИИ и КБ. Но давайте зададимся вопросом, а много ли принципиально но- вых товаров, технологий и услуг разработали эти мощные коллективы, ориентиро- ванные на выполнение крупных, но довольно узких задач? Наверное нет. Интеллект одного новатора подчас превосходит интеллект целой отрасли. И превосходит пото- му, что, в отличие от последней, не ограничен рамками традиций, иерархии и субор- динации. И относится это не только к российскому крупному производству, как мож- но подумать. Косность - удел практически всех крупных производств.

Что мешало фирме "ДЕК" создать персональный компьютер, а ведь в конце 60-х годов эта фирма первая вышла на рынок мини компьютеров? Почему этого не сделала мощ- ная "Ай Би Эм", ведь к началу 70-х не только была разработана технология производ- ства микросхем, но её инженеры забросали свое руководство предложениями о раз- работке персоналки? Эти фирмы были поглощены традиционными рынками, совер- шенствованием традиционных изделий. В результате персональный компьютер, без преувеличения совершивший революцию в технологии и сознании всего человече- ства, был создан в гараже из подручных средств двумя энтузиастами!

Инсулин, гормон роста человека также были превращены в товар не в известной нам по воскресным телепередачам фирме "Джонсон и Джонсон", а в малом предприятии - ныне корпорации "Генентех".

А взять недавнего кандидата в президенты США - миллиардера Роса Перо. Ведь он начинал свою карьеру, работая на ту же "Ай Би Эм". Однако фирма проигнорировала его многочисленные обращения по поводу организации баз данных и предоставле- ния новых услуг клиентам. В результате Росс Перо - миллиардер, а "Ай Би Эм" оста- ется лишь подсчитывать потерянную прибыль. Кстати, изобретатель фотокопирова- льного аппарата "Ксерокс" шесть лет бился в двери крупных корпораций, предлагая своё детище, и ведь безуспешно. Наконец, по итогам 1991-1992 года лучшей фирмой инкубаторов бизнеса США названа фирма, которая была основана двумя молодыми людьми, сумевшими найти удачный фасон и обшить США, Канаду и другие страны, извините, мужскими трусами, плавками весьма оригинальной конструкции. А ведь, казалось бы, дефицита подобной продукции ни в США, ни в Европе не наблюдается. Куда же смотрел Карден?

То, что крупное предприятие, задавшись целью, сможет быстро сформировать группу исследователей и инженеров, чтобы создать нечто "этакое" хотя бы и в плане конвер- сии - иллюзия. Скорее всего оно этого не сделает никогда. Не до того ему. А вот пос- тавить на серийное производство перспективную разработку, доведенную до "ума" новатором в инкубаторе бизнеса, - это гораздо легче. И риск меньше, и затраты ниже. Поэтому инкубаторы бизнеса и их малые, особенно наукоемкие, фирмы должны рас- сматриваться производственниками в качестве перспективных и, если хотите, равно- правных партнеров. Ключ к успеху здесь - именно в отношениях парт нерства.

Инкубаторы бизнеса - новое для России, других стран СНГ явление. Им еще предсто- ит завоевать свое место под солнцем на просторах 1/6 части суши. Но нет сомнения, что они это сделают и докажут свою эффективность в формировании сектора малого, в том числе наукоемкого и конверсионного российского бизнеса.

Факторы успеха инкубаторов бизнеса

Вверх

На рисунке 1 приведен перечень классических факторов, содействующих достиже- нию инкубатором бизнеса успеха .

1. Наличие детального плана действий со сро- ками и исполнителями.

5. Оказание консульта- ционных услуг в области управления бизнесом, организации бухгалтер- ского учёта.

7. Обеспечение доступа к источникам финансиро- вания.
2. Связь с высшим учебным заведением, научно-исследователь ским центром или институтом.  

ИНКУБАТОР
БИЗНЕСА

8. Оказание косвенной финансовой поддержки.
3. Наличие ясных критериев отбора клиентов.   9. Поддержка обществен- ности по крайней мере на местном уровне
4. Направленность на достижение конкретного результата. 6. Подготовка кадров предпринимателей. 10. Наличие широких свя- зей между предпринимате- лями.

      Рис. 1. Факторы успеха инкубатора бизнеса.

      Назад

НазадВверх

 

 

Copyright © 2000 Ассоциация "Технопарк"